Расположение мест в вагоне плацкарт РЖД: фото схемы поезда с нумерацией, а также сколько всего мест (купе) в стандартном российском плацкартном вагоне?

История возникновения

Что же это такое? Слово «плацкарта» произошло от двух немецких терминов «плац» (место) и «карта» (билет).

Таким образом, обозначало оно билет, по которому при поездке предоставлялось отдельное место.

Раньше в поездах большая часть вагонов была «общими», места в них не бронировались, поэтому пассажиры размещались на тех местах, которые успевали занять.

В них продавались билеты, дававшие право нахождения внутри, а не на определенное место.

А вот другая часть вагонов была с предоставлением строго определенного места. Чтобы забронировать себе место, пассажир должен был, кроме самого билета, приобрести «плацкарту», которая давала ему право на занятие отдельного места.

Поэтому вагоны с таким размещением (в одном помещении), но с предоставлением собственного места каждому пассажиру стали называться «плацкартными», значит, «общими» (как выглядит вагон типа «плацкарт» в поезде?).

Определение понятия

Согласно этому документу понятие «плацкартный вагон» означает, что это:

  1. спальный вагон открытого типа;
  2. в нем предоставляются лежачие спальные места для пассажиров;
  3. такие вагоны представляют собой открытые помещения для пассажиров.

Плацкартный вагон представляет собой помещение, содержащее:

  • 54 места (9 отделений на 6 пассажиров);
  • по 3 отделения для багажа над полками и по 3 под полками;
  • помещение проводника;
  • помещение для дежурного;
  • 2 туалета с раковинами;
  • водонагреватель;
  • коридор.

Плацкартный вагон


Это самый популярный тип вагона из-за невысокой цены билетов. В вагоне 54 места — 9 купе по 6 спальных мест. Два верхних, два нижних и два боковых. Между купе нет дверей, все они соединены общим коридором. Все нижние места с нечетными номерами, а верхние — с четными.

Места с 37 по 54 — это «боковушки», они короче мест в блоке по 4. Места с 33 по 38 находятся около туалета. Здесь могут мешать хлопанье двери, ведущей в коридор, и неприятные запахи.

В третьем (места 9-12) и шестом (места 21-24) купе не открываются окна. Это актуально для старых поездов без кондиционера. В новых поездах вентиляция работает нормально.

Обычно в вагоне два туалета, есть титан с кипятком для заваривания чая. Каждое купе оборудовано столиками, на боковушках столик и два места для сидения получаются, если разложить нижнюю полку. В плацкарте много места для багажа — это отсеки под нижними сиденьями и третьи полки.

В полностью занятом плацкарте может быть душно и тесно (особенно на боковых местах). Плацкартные вагоны в фирменных поездах чище и комфортабельнее: есть кондиционер и биотуалет, больше розеток.

Плацкартный вагон в фирменном поезде ОАО «РЖД»

Преимущества и недостатки таких мест

ПреимуществаНедостатки
Низкая стоимость билета по сравнению с другими типами вагоновМенее удобный по сравнению с другими типами
Помещения открытые (это положительный момент при боязни замкнутого пространства, можно найти собеседников или поменяться местом)Помещения открытые (в общем вагоне нет возможности изоляции от других пассажиров)
Скидки для студентовПопутчики могут быть противоположного пола
Больше посадочных местНеудобство боковых мест, особенно рядом с туалетом

      

Что такое плацкартный вагон РЖД?

Плацкарт — это разновидность вагон пассажирского поезда, в котором отсутствуют перегородки (двери), разделяющие отсеки. Такие вагоны позволяются вместить больше пассажиров, поскольку в них присутствуют еще и боковые посадочные места.

Плацкартные вагоны есть практически во всех поездах дальнего следования в СНГ. Они могут различаться по степени комфорта, но общее для них — это расположение пассажирских мест.

Каждый вагон состоит из 9 купе и включает 54 спальных места. Все полки делятся на верхние и нижние. По обе стороны вагона находятся окна, расположенные друг напротив друга, в жаркую погоду их можно открыть, но на зиму они наглухо закрыты (в каких купе окна не открываются?). Плацкартные отсеки, в отличие от купейных, не закрываются.

Какие категории плацкартных вагонов поезда РЖД существуют?

Плацкартные вагоны подразделяются на следующие категории:

  • ЗЭ: плацкартный, в котором предусматривается кондиционер и биотуалет;
  • ЗД: предусмотрен кондиционер, биотуалет может быть, но необязательно, в этом вагоне можно перевозить животных;
  • ЗТ: предусмотрен кондиционер, биотуалет может быть, но необязательно;
  • ЗУ: может быть предусмотрен кондиционер, но необязательно, биотуалет также может быть, но необязательно, в этом вагоне можно перевозить животных;
  • ЗЛ: не предусматривается ни биотуалета, ни систем кондиционирования воздуха.

Таким образом, плацкартный тип, в первую очередь, означает, что у него низкая стоимость, что объясняет его наибольшую популярность у потребителей.

Он обладает открытыми отделениями, поэтому, с одной стороны, пассажир сможет найти себе собеседника в дорогу, но, с другой стороны, не сможет при желании отделиться от других пассажиров.

Если же, например, человеку досталось место на верхней полке, но он не может туда залезть, он имеет возможность поменяться с кем-либо из попутчиков местом. Комфортность плацкарта, конечно, сильно уступает тому же купе или СВ, но есть пассажиры, которые любят путешествовать именно в таких.

Расположение мест в плацкартном вагоне по номерам

Согласно определению, установленному Приказом Минтранса РФ №419 от 19.12.2013 года с поправками от 30.11.016 года, жесткий вагон с лежачими полками, которые находятся в открытых отсеках, называется плацкартным.

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Нумерация купейной зоны, которую составляют первые 36, начинается от входа, то есть в нее входят с 1 по 36. Вдоль прохода располагаются 18 боковых, отсчет которых производится в обратном порядке: от туалета к входу – с 37 по 54.

Нижним присваивают нечетные номера, а верхним – четные.

Порядок нумерации мест и их размеры

Нумерация мест в вагоне идёт по часовой стрелке: от рабочего тамбура идёт нумерация купейных мест, а нумерация боковых наоборот, от нерабочего тамбура.

Параметры пассажирского салона могут незначительно отличаться в зависимости от модели.
высота от пола до потолка — 2585 мм;
ширина внутренняя меж боковых стен вагона — 2923 мм;
длина «полукупе» — 1792 мм, ширина — 1767 мм;
спальная полка в «полукупе»: средняя длина — 1725 мм (из-за скоса ближняя к стенке сторона полки длиннее, у прохода — короче), ширина — 580 мм;
ширина прохода между спальными полками — 607 мм.
ширина боковой полки: средняя — 570 мм (на уровне плеч сидящего пассажира), максимальная — 605 мм (по глубине раскладного столика);
ширина главного коридора: 561 мм (минимальная, в проёме).*

Классы обслуживания в плацкартных вагонах

Класс обслуживания 3Э в плацкартном вагоне — наличие кондиционера и биотуалета.
Класс обслуживания 3Т в плацкартном вагоне — наличие кондиционера
Класс обслуживания 3Д в плацкартном вагоне — наличие кондиционера и возможность перевозки животных
Класс обслуживания 3У в плацкартном вагоне — наличие возможности перевозки животных
Класс обслуживания 3Л в плацкартном вагоне — без каких-либо вышеперечисленных удобств
Класс обслуживания 3Б в плацкартном вагоне — наличие кондиционера, биотуалета и возможности перевозки животных
Класс обслуживания 3П (Для перевозки организованных групп детей на базе купейного вагона) — наличие кондиционера и биотуалета.

Какие билеты лучше выбрать

По степени комфортности абсолютным лидером в рейтинге бывалых путешественников являются 1,2,3 и 4 места, которые находятся в первом отсеке.

Этот выбор обоснован следующими причинами:

  • 53 и 54 не поступают в открытую продажу. Они остаются запасными на случай возникновения непредвиденных обстоятельств. Следовательно, у пассажиров первой секции не будет попутчиков;
  • располагаются возле купе проводника, что гарантирует отсутствие неприятных запахов из туалета;
  • бойлер с горячей водой находится в шаговой доступности, что значительно упрощает процесс приготовления пищи;
  • ближе всего к выходу, поэтому тяжелые вещи не придется тащить по узкому боковому проходу через весь вагон.

1 и 2 полки короче остальных на 15 см, потому что они прилегают к купе проводника, поэтому лучше брать 3 или 4 место.

Аварийные 

Обычные окна поезда бывают:

  • опускающиеся (на 1/3) — поле стекла цельное;
  • откидные (откидываются внутрь на угол 30 градусов) — стекло разделено на 2 части поперечной планкой.

При возникновении аварийной ситуации открывающаяся конструкция может стать препятствием для эвакуации людей из вагона. Потому окна, служащие аварийным или пожарным выходом, делают без форточки.

В плацкартном всего 2 купе с аварийными выходами: №3 и №6.

Соответственно пассажиры, купившие билеты на 9, 10, 11, 12, 50, 49, а также 21, 22, 23, 24, 43 и 44 места будут наслаждаться отсутствием сквозняков или страдать от жары (зависит от времени года).

Где находятся розетки

Есть 4 варианта распределения источников питания, которые зависят от года выпуска, модификации и серии вагона:

  • 2 и 8 купе, что соответствует номерам с 5, 6, 7, 8 и 29, 30, 31, 32;
  • боковые напротив второго и предпоследнего отсеков. Соответственно места 39, 40, 51 и 52;
  • напротив туалета;
  • только у проводника.

Коридор

Общий коридор в салоне вагона соединяется купе, между которым нет дверей. Ширина коридора в плацкарте должна быть не менее 560—590 мм, он достаточно узкий, позволяет только передвигаться пешком (узнать больше о размерах вагона, купе, рундука и спальных мест можно здесь). Человеку на инвалидной коляске в таком коридоре не поместиться.

В коридоре находится дверь, ведущая в двухместное купе для проводников, в отличие от других купе, оборудованное дверью. Рядом с купе находится также косой коридор и титан — котел с горячей кипяченой водой.

На заметку. У проводницы или проводника можно заказать чай, кофе или другие напитки, но можно использовать свои, воспользовавшись бесплатным кипятком.      

Туалет

В начале и конце каждого вагона традиционно располагаются туалеты с умывальниками. Внутри небольшой комнаты находится унитаз, зеркало, умывальник, вешалка, розетка. Кроме того в туалетах должны находиться средства личной гигиены:

  1. мыло;
  2. туалетная бумага;
  3. бумажные полотенца;
  4. в некоторых дополнительно могут быть освежитель воздуха;
  5. гигиенические накладки на сидение унитаза.

Поезда нового образца оборудованы биотуалетами, которые значительно удобнее обычных. Посещать их возможно в любое время, так как они не закрываются на санитарную зону. Поддерживать чистоту в уборной — обязанность проводника, но иногда могут случаться неисправности из-за неаккуратности пассажиров.

Виды тамбуров

Тамбуром называется небольшое помещение между наружными и внутренним входными дверями. Он защищают салон вагона от наружного шума и воздуха, позволяя сохранять оптимальную температуру внутри.

В каждом вагоне по два тамбура:

  • рабочий (с тормозным концом);
  • нерабочий (с нетормозным).

В тамбуре с нерабочей стороной находится ящик для сбора мусора, возле него располагается один из туалетов вагона. Раньше в тамбуре можно было курить, но сейчас курение во всех частях поезда запрещено.

Через рабочий тамбур происходите посадка и высадка пассажиров. Через него есть выход в котельное отделение, где осуществляется топка для обогрева вагона. Там же располагается косой коридор, туалет, водонагреватель, место для хранения топлива, а также находятся стоп-кран и ручной тормоз.

Важно! По правилам пассажирских перевозок проезд в тамбуре запрещен.

Нижние сиденья четные или нечетные

Правило маркировки, согласно которому нумерация нижних нечетная, а верхних – четная, значительно упрощает проблему выбора места для пожилого человека, пассажира ограниченными возможностями или ребенка.

Отсеки

Салон плацкарта состоит из девяти отсеков для пассажиров, не разделенных перегородкой. Каждый имеет шесть посадочных мест, два столика, три полки и столько же отделений для багажа (вверху и внизу соответственно). Кроме того на верхних полках находятся матрацы, подушки, одеяла в тот момент, когда ими не пользуются.

Определить место, покупая билеты, не сложно: нижние места имеют нечетную нумерацию, например, седьмое место будет на нижней полке, а восьмое — на верхней. Номера 35 и 36 находятся вблизи туалета, поэтому являются нежелательными для поездки. Там пассажирам могут мешать неприятные запахи, идущие из туалета, хлопанье двери. Числами с 37 по 54 нумеруют боковые плацкартные места (как организована нумерация в плацкартном вагоне РЖД?).

Каждое отделение вагона оборудовано вентиляцией, вешалками для одежды и сумок, радиоточкой, а также местами для вещей, которые находятся под нижней и над верхней полкой. На стене расположены небольшие крепления-сетки для газет и полотенца.

Размеры полок

Размер полки различается в зависимости от того, боковое это место или поперечное (расположенное в купе). Боковые длиннее, но они с обеих сторон упираются в стену, и высунуть ноги за пределы своего места невозможно, в отличие от мест, находящихся в купе.

Среди небоковых выделяется 36 место, которое находится перед дверью в туалет – там имеется перегородка, которая тоже не дает протянуть ноги.

Небоковое место имеет размеры:

  • ширина – 60 см;
  • длина – 166,5 см.

Людям с большим ростом удобнее ездить в купейном вагоне, потому что там длина полки – 172 см.

На боковых местах верхние и нижние полки имеют разные размеры:

  • нижние – 175 см на 55 см;
  • верхние – 172 см на 52 см.

Боковые места

С 37 места начинаются боковые места. За счет них, установленных вместо дверей в купе, в плацкартный вагон могут поместиться пассажиров в несколько раз больше, чем в купейный вагон.

Всего боковых полок в вагоне 18, они идут вдоль прохода, перпендикулярно полкам в купе.

Так же, как и купейные, боковые места оборудованы двумя полками для отдыха пассажиров — верхней и нижней, и еще одной полкой для хранения багажа и одеяла с подушкой. Нижняя полка раскладывается, превращаясь в столик и два сидящих места.

     

Вагон ночью: режим освещения и как можно отгородиться от соседей

Ночью в вагонах приглушается свет, чтобы пассажиры могли с комфортом отдохнуть. Правила безопасности не позволяют выключить свет полностью. Плацкарт не дает возможности регулировать освещение индивидуально каждому пассажиру, поэтому начиная с 22 часов до 6 утра проводник заботится о том, чтобы лампы накаливания горели лишь наполовину. В это время также отключаются радиоприемники.

Зачастую пассажиры в плацкартных вагонах спят не только ночью, но и в дневное время суток, особенно в поездах дальнего следования. Обладатель верхней полки может воспользоваться нижней, если хочет перекусить за общим столиком. Однако претендовать на сидячее место внизу, если обладатель нижней полки против, не может.

Справка. Получить постельное белье можно у проводника не только ночью, но и днем.

Нюансы в Демидовском экспрессе дальнего следования

В плацкарте, особенно жарким летом, может быть тесно и не очень удобно. Более комфортабельными являются плацкартные места в фирменных поездах, в которых, как правило, проводники больше следят за чистотой в вагоне и особенно в уборной, есть кондиционер, розетки.

Одним из таких фирменных поездов является Демидовский экспресс. Он следует по маршруту Екатеринбург—Санкт-Петербург и по праву считается поездом повышенной комфортности. Кроме привычного оборудования и оснащения тут есть:

  1. СВЧ;
  2. холодильники;
  3. розетки;
  4. кондиционер;
  5. в коридорах вагона ведется видеонаблюдение.

Проводники сами расстилают и застилают постели. Каждый вагон в таком поезде оснащен биотуалетами с холодной и горячей водой, а также табло, которое показывает время, температуру и занятость туалета.

Пассажиры могут обратиться к проводнику, чтобы получить художественную литературу, газеты и даже средства для ухода за одеждой и обувью. Кроме того проводники могут обеспечить специальными ремнями для сна тех, кто боится во сне упасть.

Проезд в плацкартных вагонах может быть не только дешевым, но и комфортным, особенно в поездах нового образца. Чтобы поездка оставила приятные впечатления, важно быть внимательным при покупке билета, выбирая наиболее удобные места по своему вкусу.

Расположение аварийных выходов

Аварийные выходы в поезде – это окна, которые выдавливаются в случае ЧП.

Они находятся в третьем и шестом купе (места 9-12, 49-50 и 21-24, 43-44).

Это имеет смысл знать, если вы едете в жаркое время года – эти окна не открываются, и на соответствующих местах может быть очень душно.

Стоимость белья в плацкартном вагоне 2019 РЖД

Плата за пользование постельными принадлежностями для поездов отправлением с 1 января 2019 года устанавливается в следующих размерах:
— в плацкартных вагонах РЖД – 145.9 рублей.

Самые удобные места

Наиболее комфортными являются места во втором отсеке (5-8, 51-52) – там есть розетка, окно открывается, недалеко ходить к титану за кипятком. Третье купе неудобно из-за аварийного выхода, но в холодное время года оно тоже вполне комфортно.

Самым неудобным считается конец вагона, примыкающий к туалету.

Разбираться в типах вагонов и связанных с ними классах обслуживания полезно всем. При поездке на поезде это поможет вам наслаждаться всеми желаемыми удобствами и не переплачивать за те, без которых вы можете обойтись. Итак, за что вы платите, покупая билет в спальный вагон, купе или люкс — читайте на нашем сайте.

Как мы видим, все плацкартные вагоны созданы по одной модели. Зная схему расположения мест, всегда можно выбрать билет для поездки с комфортом.

Как посмотреть на сайте РЖД

План становится доступным только после завершения выбора поезда, типа и номера вагона, а также категории мест. Раскладка с полной информацией о том, какие полки заняты и сколько свободных, выглядит так:

Если навести курсор на категорию интересующих мест, программа отмаркирует зеленым цветом все свободные, облегчив таким образом выбор.

После бронирования программа предлагает ввести данные гражданина и закончить оформление покупки.

Можно ли купить 2 нижних полки

Приобретение на сайте РЖД 2 билетов на нижние не предусмотрена, но бывалые путешественники предлагают следующие варианты решения проблемы:

  1. Сделать 2 покупки. Для этого необходимо поэтапно оформить и оплатить 2 билета. Однако если не поторопиться, за время оформления первого второй может кто-то перехватить.
  2. Единовременно приобрести 2 талона, оформляя покупки сразу с 2 учетных записей. Для этого оба должны иметь банковские карты и регистрацию на сайте РЖД.
  3. Забронировать ненужный билет, а потом осуществить поиск по границам мест:
    • забронировать верхнюю № 6 и ввести платежные данные, но не производить оплату. На 10 минут она будет недоступна для продаж;
    • ввести поиск по диапазону с 5 по 7. Поскольку 6 полка уже «выкуплена» и ждет оплаты, программа позволит оформить покупку интересующих талонов. Но временной лимит на проведение операции всего 10 минут.

В «Правилах перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом» с изменениями на 30 ноября 2016 года нет положения, запрещающего приобретать 2 гражданинами нижние места в одном купе.

Однако в соответствии с негласными правилами РЖД четное количество пассажиров имеет право выкупить равное количество нижних и верхних в одном купе плацкартного вагона.

Каковы объемы багажного отделения 

В плацкартных для перевозки багажа предусмотрены третьи полки, расположенные на высоте 2 метра от уровня пола и рундуки, размещенные под нижними местами.

Стандартные параметры:

  • ширина – 54 см;
  • расстояние до потолка – 53 см;
  • длина от 167 до 176 см.

Размеры нижних багажных отсеков отличаются в зависимости от года выпуска:

  • габариты рундука, выпущенного до 2000 года – 128х50х47см;
  • размер багажного отделения современных – 90х45х35см.

Полезный видео-ролик о плацкарте

Обзор нового плацкарта, которым планируется заменить старые вагоны:


Источники

  • https://moepravo.guru/sfera-uslug/perevozki/zheleznodorozhnye-perevozki/pravila/vagony/platskartnyj/chto-takoe-pl.html
  • https://www.tutu.ru/2read/trains_cars/car/
  • https://moepravo.guru/sfera-uslug/perevozki/zheleznodorozhnye-perevozki/pravila/vagony/platskartnyj/foto-vnutri.html
  • https://lgotyboss.ru/raspolozhenie-mest-v-vagone-plackart/
  • https://copris.com/raspolozhenie-mest-v-plackartnom-vagone/
  • https://moepravo.guru/sfera-uslug/perevozki/zheleznodorozhnye-perevozki/pravila/vagony/plackart.html
  • https://touristam.com/mesta-v-vagone-platskart-raspolozhenie.html

[свернуть]