Храмы и монастыри Абхазии — описание, фото, отзывы, что посмотреть в Абхазии

Гудаутский район

1. Храм в с. Амбара (Мугудзырхуа).
2. Наскальный монастырь в с. Отхара (X век).
3. Храм в с. Джирхуа.
4. Храм Айлага-Абыкуа в с. Бамбора.
5. Храм Марии Магдалины в с. Бамбора (XIX век).
6. Храм Покрова Богородицы в г. Гудаута (XX век).
7. Храм в крепости Абатаа в с. Лыхны (VI век).
8. Храм Успения Богородицы в с. Лыхны (IX — X века).
9. Храм-часовня в честь Пицундской иконы Божией Матери в с. Лыхны (2003 год).
10. Храм в с. Дурипш.
11. Храм Воскресения Христова на горе Дыдрипш (с. Ачандара).
12. Храм Гудил-иху в с. Хуап.
13. Второй храм Амбара в с. Хуап.
14. Третий храм в с. Хуап.
15. Храм в с. Куланурхуа.
16. Храм Мсыгухуа в с. Приморское.
17. Храм в с. Кутидзра (Аацы).
18. Храм св. ап. Симона Кананита в Н. Афон (IX — X века).
19. Храм Анакопийской Богородицы в Н. Афоне (VII — XI века).
20. Второй храм в Анакопийской крепости (Н. Афон).
21. Храм Покрова Богородицы в Н. Афон (1876 год).
22. Храм св. Георгия Победоносца в с. Анухва.
23. Храм ап. Андрея Первозванного в с. Анухва.
24. Храм Ачануа в с. Анухва.
25. Храм Аквача в с. Анухва.
26. Храм в с. Веселовка (Анухва).
27. Храм св. Иоанна Крестителя в с. Анухва (XIX век).
28. Монастырь св. апостола Симона Кананита в г. Н. Афон (1875 г ).
29. Храм Вознесения Господня на территории Новоафонского монастыря (1894 год).
30. Храм св. ап. Андрея Первозванного на территории Новоафонского монастыря (1895 год).
31. Храм Всех святых Афонских на территории Новоафонского монастыря (1896 год).
32. Собор великомученика Пантелеимона на территории Новоафонского монастыря (1900 год).
33. Храм мученика Иерона на территории Новоафонского монастыря.
34. Храм иконы Богоматери «Избавительница» на территории Новоафонского монастыря.
35. Часовня святого Александра Невского (XIX век).
36. Грот св. ап. Симона Кананита.
37. Святой источник Живоначальной Троицы на Анакопийской горе.

Сухумский район

1. Сухумский кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы (1915 год).
2. Храм св. Георгия Победоносца на территории гостиницы «Аитар».
3. Октогональный храм в районе развалин Себастополиса (V век).
4. Второй храм в районе развалин Себастополиса (VI — VII века).
5. Храм на Сухумской горе.
6. Храм в с. Басла.
7. Монастырский храм в с. Басла.
8. Храм святых равноапостольных Константина и Елены в с. Акапа.
9. Храм Преображения Господня в с. Яштуха (XX век).
10. Храм в с. Верхняя Яштхуа.
11. Храм в с. Гумиста.
12. Храм в с. Абыгрдзых в Верхней Эшере.
13. Монастырь святого Иоанна Златоуста в Команах.
14. Храм св. Иоанна Златоуста в Команах.
15. Храм священномученика Василиска Команского в Команах.
16. Храм на горе Гумбиху.
17. Храм Илии Пророка в окрестности Коман (1910 год).
18. Храм св. Андрея Первозванного в окрестности Коман (1894 год).
19. Храм в с. Шрома.
20. Храм в с. Келасур.
21. Вторая церковь в с. Келасур.
22. Святой источник священномученика Василиска в Команах (IV в).
23. Место Третьего обретения главы Иоанна Крестителя (IX век).
24. Наскальные монашеские кельи в с. Басла.

Гульрипшский район

1. Храм Илии Пророка в п. Агудзера ( ??? век).
2. Успенский собор в п. Дранда (VI век).
3. Храм святого Феодосия (один из корпусов Драндской тюрьмы).
4. Храм св. Пантелеимона в окрестности Дранд.
5. Храм архангела Гавриила в с. Дранда.
6. Храм в с. Георгиевская.
7. Храм в с. Владимировка ( ??? век).
8. Храм в с. Багмаран.
9. Храм в с. Азанта.
10. Храм в с. Амткьал.
11. Крепостной храм в с. Чхалта.
12. Храм в с. Лата.
13. Храм в с. Мархеул.
14. Храм в с. Герзеул.
15. Крепостной храм с. Герзеул.
16. Храм в с. Октомбери.
17. Второй храм в с. Октомбери.
18. Третий крепостной храм в с. Октомбери.
19. Храм в с. Полтавка.
20. Храм на горе Чижоуш, с. Полтавка.
21. Крепостная церковь в п. Краевичи (Цебельда).
22. Вторая крепостная церковь, там же.
23. Храм в п. Марамба.
24. Храм в с. Юрьевка.
25. Храм на горе Апианча.
26. Храм на горе Адагуа.
27. Храм в с. Наа.
28. Церковь в крепости Цебельда (VI век).
29. Вторая церковь в крепости Цебельда (VI век).
30. Третья церковь в крепости Цебельда (VII век).
31. Драндские пещеры, в которых до революции размешался небольшой храм и монашеские кельи.

Очамчирский район

1. Храм Мармал-Абаа в с. Адзюбжа.
2. Храм в с. Адзюбжа (XIX век).
3. Храм в с. Атара (XIX век).
4. Храм в с. Кындга.
5. Храм Тлут в с. Тхина.
6. Второй храм в с. Тхина.
7. Храм Куланба в с. Арасадзыхь.
8. Храм в с. Кутол (XIX век).
9. Храм Бзаркалоу в с. Кутол.
10. Храм Качь-наха в с. Джгьарда.
11. Храм Пскал в с. Джгьарда.
12. Храм Гурчух в с. Джгерда.
13. Храм в п. Джгаруалу.
14. Храм в с. Гуада-Ахуца.
15. Храм в п. Амзара.
16. Храм в с. Кацихалба (Пакуашь).
17. Собор Успения Богородицы в с. Моква (X век).
18. Храм в с. Беслаху.
19. Храм в с. Джал.
20. Храм в с. Меркула.
21. Храм в с. Отап.
22. Крепостная церковь в с. Члоу.
23. Храм в п. Андроу.
24. Храм в с. Гуп.
25. Храм в с. Акуаскьа.
26. Храм в с. Заган.
27. Храма в с. Гудаа.
28. Второй храм в с. Гудаа.
29. Гюэносский храм в Очамчирах (VI век).
30. Храм св. Георгия Победоносца в с. Елыр (XI век).

Ткварчальский район

1. Лашкиндарский храм.
2. Храм в г. Ткварчал.
3. Домовая церковь в честь иконы Богоматери «Скоропослушница».
4. Бедийский собор (X век).
5. Второй храм в кафедральном комплексе в с. Агу-Бедиа.
6. Третий храм в кафедральном комплексе в с. Агу-Бедиа.
7. Храм в с. Чхортол.
8. Храм в с. Аджампазара.
9. Второй храм в с. Аджампазара.
10. Храм Джгериан-Абаа в с. Джгериан (Река).

Гальский район

1. Храм св. Георгия Победоносца с. Чубурхинджи.
2. Храм в с. Гумуриш.
3. Часовня в с. Гумуриш.
4. Крепостная церковь в с. Мухури.
5. Храм в с. Набакеви.
6. Храм в с. Саберио.
7. Храм в с. Речхо-Цзири.
8. Храм в с. Царче.
9. Храм в с. Зени.

РЕЗЮМЕ:
Гагрский район — 14 храмов.
Гудаутский — 32 храма.

Сухумский — 20 храмов.

Гульрипшский — 30 храмов.

Очамчирский — 30 храмов.

Ткварчальский — 10 храмов.

Гальский — 8 храмов.

Итого: 144 храма (в это число входят и монастырские храмы), два монастыря, два наскальных монастыря, две часовни, четыре чтимых грота, два святых источника.

Здесь не перечислены деревянные храмы, они полностью уничтожены. Их количество достигало приблизительно 20 храмов. В среднем общее количество храмов на территории Абхазии в прошлом достигло до 160 храмов. Большинство из этих храмов представляют собой развалины.

Действующие монастыри

  1. Монастырь святого апостола Симона Кананита в г. Новый Афон. Настоятель — иеромонах Андрей (Ампар). Количество насельников — 25 человек. На территории монастыря функционируют два храма: собор святого великомученика Пантелеймона и храм мученика Иерона. Адрес: Гудаутский район, г. Новый Афон, монастырь. Тел. 2-40-23, 2-40-26, (8 442) 71971. Монастырь открыт для посещения ежедневно с 12.00 по 19.00, за исключением понедельника и Великого поста.
  1. Монастырь святого Иоанна Златоуста в с. Команы. Настоятель — иеромонах Дорофей (Дбар). Количество насельников — 5 человек. На территории монастыря функционируют два храма: храм святого Иоанна Златоуста и храм мученика Василиска. Адрес: Сухумский район, с. Команы, монастырь. Тел. (8 442) 72504.
Монастырь святого Иоанна ЗлатоустаГробница (саркофаг) * святого Иоанна Златоуста
Монастырь святого Иоанна Златоуста, вид сверхуИсточник святого мученика Василиска

Действующие храмы

  1. Сухумский кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Настоятель собора — иерей Виссарион Аплиаа (на фото). Священнослужители собора: иеромонах Андрей (Ампар), иеромонах Сильвестор, диакон Григорий. Адрес: г. Сухум, ул. Абазинская, 75. Тел. 6-33-33, (8 442) 73333.
  2. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в г. Гагра. Настоятель — иеромонах Павел (Харченко). Адрес: г. Гагра, ул. Апсны, 22.
  3. Храм-часовня Пицундских Святых в п. Пицунда. Настоятель — иеромонах Дорофей (Дбар). Адрес: Гагринский район, п. Пицунда. Тел. (8 442) 72504.
  4. Храм Покрова Богородицы в г. Гудаута. Настоятель — иеромонах Василиск (Лейба). Священнослужители храма: иеродиакон Савватий (Лагутин). Адрес: г. Гудаута, ул. Харазия 26. Тел. (8 442) 50192.
  5. Храм Успения Богородицы в с. Лыхны. Настоятель — протоиерей Петр (Самсонов). Служащий священник — иеромонах Игнатий (Киут). Адрес: Гудаутский район, с. Лыхны. Тел. (8 442) 32511.
  6. Храм Покрова Богородицы в г. Новый Афон. Настоятель иеромонах Дорофей (Дбар). Адрес: Гудаутский район, г. Новый Афон. Тел. (8 442) 72504.
  7. Храм святого апостола Симона Кананита в г. Новый Афон. Служащий священник — иеромонах Дорофей (Дбар). Адрес: Гудаутский район, г. Новый Афон. Тел. (8 442) 72504.
  8. Храм Преображения Господня в с. Яштуха. Настоятель — иеромонах Григорий (Хоркин). Адрес: Сухумский район, с. Яштух.
  9. Храм святых равноапостольных Константина и Елены в с. Акапа. Настоятель — иеромонах Иоанн (Свинухов). Адрес: Сухумский район, с. Акапа. Тел. 6-31-64.
  10. Храм Пророка Илии в п. Агудзера. Адрес: Гульрипшский район, п. Агудзера. Тел. (8 442) 74470.
  11. Драндский Успенский собор. Настоятель — иеромонах Дорофей (Дбар). Адрес: Гульрипшский район, п. Дранда. Тел. (8 442) 72504.
  12. Храм архангела Гавриила в п. Дранда. Адрес: Гульрипшский район, п. Дранда.
  13. Моквский Успенский собор. Священнослужитель — иерей Игорь Артемьев. Адрес: Очамчирский район, с. Моква. Тел. (8 442) 72348.
  14. Храм святого Георгия Победоносца в с. Елыр. Настоятель — иеромонах Сергий (Джопуа). Адрес: Очамчирский район, с. Елыр.
  15. Храм святого Георгия Победоносца в с. Чубурхинджи. Служащий священник — иерей Никита Адлейба. Адрес: Гальский район, с. Чубурхинджи.

Мюссерский храм

Мюссерский храм

Жемчужиной абхазской церковной архитектуры считается Мюссерский храм X-XII веков, расположенный в устье реки Амбара на одноименном мысе. Дорога к нему ведет вдоль знаменитых пляжей курорта «Золотая бухта», затем петляет среди холмов, гребней и ущелий Мюссерского заповедника. Шоссе окружают дубовый, грабовый и каштановый лес, самшитовые перелески, заросли боярышника, кизила и орешника.


В центре обширной поляны, с которой виднеется голубая гладь моря, высятся древние стены, обросшие плющом и кустарником. Огромный храм, напоминающий по типу строения базилику, сложен из каменных блоков и облицован тесаным камнем. Храм хорошо освещался двенадцатью арочными окнами, расположенными на одной высоте с гениконом (женским отделением), и только в восточной части царил полумрак, рассеиваемый во время службы обильным светом лампад. Кроме главного зала в храме было еще несколько помещений (дьяконник, жертвенник) и верхний ярус, на который вела каменная лестница. Вокруг храма была возведена каменная ограда, частично сохранившаяся до наших дней. Фасад храма и каменные своды в алтаре большого зала и боковых приделах сохранились лучше, но пол порос травой, а через окна внутрь свисают ветви деревьев.

О судьбе храма в позднесредневековый период имеются лишь отрывочные сведения. Во время турецкого владычества храм и другие каменные сооружения были разрушены, жители окрестных поселений бежали в безопасные места. Затем берега Мюссеры с ее природными укрытиями стали прибежищем пиратов и контрабандистов, и только после Русско-турецкой войны 1877-1878 годов в этих местах воцарилось спокойствие.

Цандрыпшский храм

Был построен в VI веке и расположен у самого берега моря, между реками Хашупсе и Мехадыр в селе Цандрыпш. На этом месте сохранились следы древней крепости и поселения, а в средние века здесь был торговый порт Абаза.

Цандрыпшский храм

Цандрыпшский храм – наиболее значительный, крупный и сложный в архитектурном отношении памятник раннеюстиниановской эпохи на территории Абхазии. Храм был богато украшен византийским мрамором, он представляет собой трехнефную базилику с тремя выступающими апсидами, нартексом и примыкающим к нему портиком. Наружные размеры храма — 27,5 х 16,8 м. Он выложен из грубо отесанного камня, но восхищает красотой своих пропорций. Основной остов храма построен из довольно крупных тесаных блоков белого известняка, при этом применен белый с кремовым отливом известковый раствор. Храм был оштукатурен изнутри. Древняя тонкая известковая обмазка кремового цвета, хорошо заглаженная, сохранилась кое-где в виде небольших фрагментов. Архитектура и акустика храма свидетельствует о высоком мастерстве ее зодчих. Для улучшения акустических характеристик мастера, строившие храм, вставляли в стены полые сосуды.

Храм несколько раз перестраивался. Во время первой переделки в XV-XVI вв. храм был превращен в крепость. В 150 м к востоку от храма сохранились мощные фундаменты трех башен. Башни сложены из бутового камня с добавлением плоского кирпича. Между ними были возведены стены, их направление позволяет сделать вывод, что храм находился на территории крепости.

Патриарший собор апостола Андрея Первозванного (Пицундский храм)

Абхазия (храмы), Пицундский храм1

Пицундский храм, он же – Патриарший собор Андрея Первозванного, возвышается в пределах государственного заповедника «Великий Питиунт», основанного в 1991 году для сохранения культурного наследия Абхазии.

История храма уходит корнями в IV столетие, когда на месте римского поселения Питиунт была построена первая древнехристианская базилика.

Собор расположился на пересечении двух улиц, ведущих к морю — Кипарисовой аллеи и ул. им. Т.И. Гицба. Вообще, трудно не заметить массивный забор, окружающий музейный комплекс.

Адрес: ул. Гицба 8, Пицунда, Гагрский район, Абхазия.

Свято-Успенский собор (Дранда)

Абхазия (храмы), Свято-Успенский собор (Дранда)6

Драндский собор был построен предположительно в VI—VII веках. В Средние века он служил резиденцией епископов. Во время турецкого ига храму был нанесён большой урон, однако он был восстановлен.

Российский и грузинский историк, археолог и этнограф Дмитрий Бакрадзе, посетив Драндский собор в 1860 году, сообщал, что храм был расписан фресками. Однако со временем они полностью разрушились, и во время реставраций храма восстановлены не были.

В 1880 году при соборе был учрежден мужской монастырь, закрытый в 1928 году.

Адрес: Республика Абхазия, Гульрипшский район, село Дранда.

Телефон: +7 940 772-69-42

Проезд:

  • Личным автотранспортом из Сухума в сторону Грузии по посёлка Дранда. На Центральной площади повернуть налево (висит указатель), далее около 800 метров и справа будет виден Драндский собор.
  • На рейсовом автобусе до Ткуарчала, Очамчыры, Гала до остановки «Дранда» (лучше заранее скажите водителю, куда Вы направляетесь), далее 800 метров в гору (есть указатель). 3. С экскурсией, которую можно заказать в любом курортном населенном пункте Абхазии.

Благовещенский кафедральный собор (Сухум)

Абхазия (храмы), Благовещенский собор Сухум

В 1909 году на средства греческой православной общины города Сухума в центре города начал возводиться крестово-купольный, трёхнефный храм в неовизантийском стиле, строительство которого было завершено в 1915 году. Первоначально храм был освящён в честь святителя Николая Чудотворца и до 1940-х годов именовался как «греческий Никольский храм».

После Второй мировой войны храм стал кафедральным собором Сухумо-Абхазской епархии Грузинской православной церкви. В 1980-х годах при митрополите Давиде (Чкадуа) в соборе прошли значительные работы по реконструкции в связи с чем появился придел в честь святителя Николая и ряд боковых пристроек.

В марте 2010 года в соборе прошли восстановительные работы и установлен позолоченный купол, изготовленный челябинской фирмой ООО «Марион» — «Златосфера».

До 1990 года в соборе хранилась гробница Иоанна Златоуста (позднее была перенесена на место его кончины — в село Коман, в храм Команского монастыря). В соборе также находится икона великомученика Пантелеимона с частицей его мощей.

10 февраля 2011 года Правительство Абхазии передало Благовещенский собор Абхазской православной церкви в безвозмездное и бессрочное пользование.

Адрес: Абхазия, г. Сухум, ул. Абазинская, д. 75

История

История христианства в Абхазии восходит к I веку нашей эры. Считается, что здесь проповедовали апостолы Андрей и Симон Кананит, который в середине I века был обезглавлен римскими легионерами в Анакопии. Есть сведения о том, что апостол Матфий также вел свою проповедь в Абхазии и был погребен в городе Себастополисе.

В послеапостольское время христианство проникало в Абхазию через церковных деятелей, воинов-христиан, государственных чиновников-христиан. Среди них были воины-мученики Орентий и его шесть братьев (IV век), двое из них — Орентий и Лонгин были погребены в Пицунде, один — в Зиганисе); мученик Василиск Команский (IV век), святитель Иоанн Златоуст (скончался в Команах в 407 году и был изначально погребён в церкви Команского монастыря).

IV—VI век

В начале IV века в Питиунте (современная Пицунда) возникает епископская кафедра, юрисдикционно подчинённая Константинопольскому Патриархату и возглавляемая епископом Сафронием. Это был первое церковно-административное образование на территории Абхазии. В 325 году уже другой епископ Питиунта — Стратофил участвовал в заседаниях I Вселенского Собора. Питиунская епископия в административном отношении была в подчинении архиепископа Кесарии Каппадокийской. С IV по VII века в Пицунде были построены семь храмов, в том числе и кафедральная базилика со знаменитой Пицундской мозаикой.

В VI веке император Юстиниан Великий завершает процесс христианизации древнеабхазских племен, устраивая специальную школу для абхазских детей в Константинополе. При участии императора была создана автокефальная Абазсгская епархия с кафедрой в город Себастополис. Вместо единственных в то время в Абхазии Питиунтской и Себастопольской епископий появляется целый ряд епископских кафедр, объединённых в одну Абазсгскую архиепископию.

VI—VIII век

В VI—VII веках в ведении Абазгской архиепископии были следующие епископские кафедры: Цандрипшская, Пицундская, Анакопийская, Себастопольская, Цебельдинская, Гюэносская (Очамчира).

Самыми знаменитыми кафедральными соборами периода VI—VII веков, дошедшими до нашего времени являются — Цандрипшская базилика (VI века) и Драндский собор (VI века). История сохранила нам имена только двух епископов того периода — Константина, епископа Цибилиума (пер. пол. VI в.) и Феодора, епископа Питиунтского (VII в.).

На юго-востоке Абазгская архиепископи граничила с Лазской епархией, на северо-западе с Зихской (Адыгской) епархией.

VIII—X век

Данный период характеризуется широким распространением христианства в Абхазии. В конце VIII века образуется средневековое Абхазское царство. Немного раньше возникает и самостоятельная Абхазская Церковь — в середине VIII века власти Абхазии посылают большую церковную делегацию в Антиохию с целью поставления в Абхазию своего абхазского католикоса. На Соборе Антиохийской Церкви, возглавляемой патриархом Феофилактом, было решено рукоположить во епископа и возвести в сан католикоса одного из них, по имени Иоанн, а другого поставить в сан епископа. По возвращении в Абхазию, католикос Иоанн, местом своей епископской кафедры избирает город Пицунду.

X—XVIII век

В 1390 году, на Пицундский престол был возведён католикос Арсений. Католикос Арсений был уроженцем Западной Грузии и оказался на престоле абхазских католикосов благодаря военному походу мегрельского владетеля Вамеха Дадиани на Джигетию (Адыгею) и Абхазию в 1390 году.

После него Абхазский Каталикосат возглавляли: Даниил (кон. XIV — нач. XV), Иоаким (1470—1474), Стефан (1490—1516), Малахия I (Абашидзе) (1519—1533), Иосиф I (Мачутадзе) (1533—1543), Евдемон I (Чхеидзе) (1543—1578).

Во второй половине XVI века произошло перенесение кафедры абхазских католикосов из Пицунды в Гелатский монастырь в Западной Грузии. С этого времени католикосы стали именоваться «католикосами Абхазскими и Имеретинскими», с XVII века «Имеретинскими и Абхазскими». В этот период Абхазский Каталикосат возглавляли: Евфимий (Сакварелидзе) (1578—1605), Малахия II (Гуриели) (1605—1629), Григорий I (Лордкипанидзе) (1629—1639), Максим I (Мачутадзе) (1639—1657), Виссарион I, Захария I (Квариани) (1657—1659), Симеон (Чхетитдзе) (1659—1666), Евдемон II (Сакварелидзе) (1666—1669), Евфимий II (Сакварелидзе) (1669—1673), Давид (Немсадзе) (1673—1696), Григорий II (Лордкипанидзе) (1696—1742), Герман (Цулукидзе) (1742—1751), Виссарион (Эристави-Рачинский) (1751—1769), Иосиф (Багратиони) (1769—1776).

Последний Абхазский католикос Максим II, из княжеской фамилии Абашидзе, из-за политических разногласий с имеретинским царём Давидом, был вынужден уехать на жительство в Россию. Царь Давид напротив думал о политической самостоятельности своего государства, используя поддержку Турции. По дороге в Палестину католикос Максим II в 1795 году скончался в Киево-Печерской Лавре. После смерти смерти этого католикоса прекратил своё существование Абхазский католикосат. Местоблюстители кафедры абхазских католикосов: митрополит Досифей (Церетели) и митрополит Евфимий (Шервашидзе), в 1819 году были удалены из Имеретии.

XIX век — нач. XX века

В 1851 году на территории Абхазии была учреждена епархия, получившая наименования «Абхазской». Епархия была включена в состав Грузинского экзархата Русской православной церкви и просуществовала до 1885 года.

Управляющие Абхазской епархией: Герман (Гоголашвили) (1851—1856), архимандрит Александр (Окропиридзе) (1856—1857) в/у, Геронтий (Папиташвили) (1857—1859), Александр (Окропиридзе) (1862—1869). Епископу Гавриилу (Кикодзе), возглавлявшему Имеретинскую кафедру в 1869 году было поручено одновременно управлять и Абхазской епархией. В период правления епископа Гавриила шёл процесс массового крещения абхазов, открывались новые приходы. Появились первые представители абхазского духовенства. Особо стоит выделить настоятеля Лыхненского храма, священномученика Иоанна Гегиа. Уроженец села Лыхны, отец Иоанн один из ярких церковных деятелей Абхазии во второй половине XIX века. Он участвует в переводе на абхазский язык первой религиозно-церковной книги под названием «Краткая Священная история», вышедшая в 1866 году. Отец Иоанн стоял у истоков возрождения абхазского богослужебного языка. Во время русско-турецкой войны 1876—1877 годов, отец Иоанн активно призывал своих односельчан и соотечественников не переселяться в Турцию. 5 августа 1877 года он был задушен в Лыхненском храме своими же соотечественниками-мусульманами. Сегодня имя этого человека чтится как имя святого Абхазской Церкви.

В 1885 году произошла реорганизация Абхазской епархии. С этого времени она получает наименование «Сухумской». В её состав вошла часть территории расформированной Кавказской епархии. С 1885 до 1919 года территория Сухумской епархии включала в себя населённые пунты от реки Ингури до Анапы.

Епископы Сухумской епархии: Геннадий (Павлинский) (1886—1889), Александр (Хованский) (1889—1891), Агафодор (Преображенский) (1891—1893), Петр (Другов) (1893—1895), Арсений (Изотов) (1895—1905), Серафим (Чичагов) (1905—1906), — Кирион (Садзагелов) (1906—1907), Димитрий (Сперовский) (1907—1911), Андрей (Ухтомский) (1911—1913), Сергий (Петров) (1913—1919).

Советский период

К 1917 году Сухумская епархия имела 125 приходских храмов: 61 абхазских, 36 русских, 16 греческих, 4 мингрело-грузинских и 8 смешанных, то есть русско-греческих и русско-мингрельских. Епархия имела два крупных мужских монастыря: Ново-Афонский Симона-Кананитский (основан в 1875 году) и Успенский Драндский.

После февральской революции 1917 года была провозглашена автокефалия Грузинской Церкви. 11-14 мая 1917 года в Сухуме был организован «Съезд духовенства и выборных мирян абхазского православного населения Сухумского округа». Съезд вынес решение объявить Абхазскую церковь автокефальной и считать епископом автокефальной Абхазской Церкви Сергия (Петрова), епископа Сухумского. Съезд обратился также с приветствием по поводу восстановления автокефалии Грузинской Церкви (данное решение, поддержанное Временным правительством России, было принято 12 марта 1917 г.): «Святая Грузинская Церковь в муках родила эту независимость и, по историческому праву, она достойна автокефалии. Судьба одинаково была безжалостна как для Церкви Грузинской, так и для Абхазской». В мае 1917 года грузинская делегация прибыла в Абхазию, чтобы провести переговоры о присоединении абхазских приходских храмов к Грузинской Церкви. Абхазское духовенство и общественность отказались от предложений грузинской делегации и обратились к епископату Русской церкви, в связи с чем 21 июля от имени Святейшего Синода за подписью российского экзарха Грузии митрополита Платона (Рождественского) была послана телеграмма: «Сухум. Князю Александру Шервашидзе. Объявите абхазскому народу, что Св. Синод считает необходимым вопрос о церковных правах абхазцев передать на решение назначенного 15 августа Поместного Собора. До решения Собора должно сохраняться существующее епархиальное управление».

8-10 августа 1917 года вновь состоялся Всеабхазский съезд мирян и духовенства, который обратился с просьбой о самоуправлении к предстоящему Всероссийскому Поместному Собору. Восемнадцатый отдел этого собора должен был рассматривать вопрос устройства Православной Церкви в Закавказье, в том числе и решение абхазского церковного вопроса. От Сухумской епархии на соборе принимало участие 4 человека, во главе с епископом Сухумским Сергием (Петровым).

Протоиерей Георгий Голубцов предлагал на заседаниях XVIII отдела Собора и лично вновь избранному патриарху Тихону, с которым он встречался дважды, решить абхазский церковный вопрос следующим образом: переименовать Сухумскую епархию в «Абхазскую», выделить её из состава Грузинского Экзархата Русской Церкви, и сделать её самостоятельной епархией в составе Русской Церкви, с сохранением за ней территории от Ингура до Анапы. Подобное предложение было согласовано с абхазским духовенством и представителями общественности Абхазии. Предложение было одобрено святейшим патриархом Тихоном.

Летом 1918 года Абхазия оказалось оккупирована грузинскими меньшевиками. Вслед за этим Грузинская Церковь открыла на канонической территории продолжающей действовать Сухумской епархии свою параллельную Цхумо-Абхазскую епархию. Возглавил эту епархию епископ Амвросий (Хелая).

В 1920 году с отступающей Белой армией покинул Россию епископ Сергий (Петров). С этого времени прекратила свое существование Сухумская епархия, хотя ещё до конца 1930-х годов назначались епископы, которые окормляли небольшое количество «тихоновских» приходов. В 1924—1927 годы «тихоновскими» приходами в Абхазии управлял епископ Ереванский Антоний (Романовский); в дальнейшем ими управляли епископы Бакинские.

К 1924 году были закрыты все монастыри Сухумской епархии и большинство приходов. Почти все духовенство и монашество было расстреляно или заключено в лагеря. Среди репрессированного духовенства особо следует выделить имя настоятеля Сухумского кафедрального собора священника Елизбара Ачба, новомученика Абхазской Церкви.

В 1943 году Русская православная церковь признала независимость Грузинской церкви и возобновилось молитвенно-каноническое общение с нею, при этом последние приходские храмы на территории Абхазии, не подчинявшиеся до этого грузинским автокефалистам и именовавшие себя «тихоновцами», были переданы Русской церковью в юрисдикцию Грузинской. Таким образом, акт открытия Сухумо-Абхазской епархии Грузинской церкви через 25 лет был узаконен.

После Второй мировой войны, Сухумо-Абхазскую епархию возглавляли: Антоний (Гигинейшвили) (1952—1956), Леонид (Жвания) (1957—1964), Роман (Петриашвили) (1964—1967), Илия (Гудушаури-Шиолашвили) (1967—1977), Николай (Махарадзе) (1977—1983), Давид (Чкадуа) (1983—1992), Даниил (Датуашвили) (1992—1993, бежал, числился правящим архиереем до 2010 года).

Гагрский Ипатьевский храм (крепость Абаата)

Абхазия (храмы), Храм Абаата4

Гагрский храм святого Ипатия (Покровский храм) расположен в крепости Абаата.

Он был построен в VI-VIII веках и относится к числу древнейших культовых сооружений на территории Абхазии.

Фактически находится в ведении неканонической Абхазской православной церкви, принадлежность оспаривается Грузинской православной церковью.

Один из древнейших образцов трехцерковных базилик на территории Абхазии. Пережив период генуэзских факторий и турецкого господства, храм почти полностью сохранил свои древние формы и неповторимый облик.

Адрес: Абхазия, г. Гагра, пр-т Нартаа, д. 17.

Отхарский монастырь и Мюссерский храм

Если в Крыму известно большое количество пещерных монастырей и городов, то в Абхазии их совсем немного. Самый известный находится в Гудаутском районе, недалеко от поселка Отхара. Громадный, поросший зеленью, скальный замок отвесной стеной вырастает из самшитового леса на берегу реки Черной. Примерно на пятидесятиметровой высоте чернеют ряды отверстий разных диаметров. Это окна множества келий, добраться до которых можно только с опытными проводниками-скалолазами.

Вход в Отхарский монастырь находится высоко над землей: отшельники попадали в него с помощью приставной лестницы. Построенный предположительно в XII веке как укрытие от врагов, позже скальный замок был облюбован монахами-аскетами и превратился в монастырь. Спустя столетия монахи покинули пещеры, и они стали надежным пристанищем местных разбойников-пиратов.

Мюссерский храм, построенный в X-XII веках, находится на одноименном мысе в устье реки Амбара. Знатоки считают его жемчужиной церковной архитектуры Абхазии. Огромный, напоминающий базилику, храм был сложен из крупных каменных блоков и украшен снаружи тесаным камнем. Его стены смотрели в мир двенадцатью арочными окнами. В Мюссерском храме был большой главный зал и несколько служебных помещений. Храм окружала каменная ограда, часть которой можно увидеть и сегодня во время экскурсии в Мюссерский храм.

Бедийский собор

Бедийский собор

Ценнейшим памятником архитектуры Абхазии является Бедийский собор, возведенный в конце X века в селе Бедия, в честь Влахернской Богоматери. Этом крестовокупольный храм состоит из четырех подкупольных устоев: западные стоят свободно, восточные же соединены с междуалтарными стенками. Апсиды алтаря и прилегающих боковых помещений внутри полукруглые.

В западной части центральный зал отделен от боковых помещении стенами, оформленными в верхней части арками и колонами. Стены храма облицованы гладкими песчаниковыми плитами. Восточная часть стены с внешней стороны украшена большим резным крестом. Наличники окон и входов по своей отделке просты, но изящны. Их резьба отличается разнообразием орнаментальных сюжетов и тонкостью их исполнения. Внутри храма стены покрыты богатыми росписями, которые в настоящее время в большинстве своем утеряны. На западной стене сохранилось изображение ветхозаветного сюжета с ликом Константина.

Достоянием собора являлся золотой потир, который в настоящее время хранится в музее искусств г.Тбилиси. Потир не сохранился полностью, осталось только его верхняя часть. Согласно вычеканенной по его краю надписи, выполненной алфавитом «асомтаврули», он принесен в дар Багратом III и его матерью Гурандухт построенному ими же Бедийскому храму. В ктиторской надписи на потире Баграт III именуется царем Абхазским, дотируется 999 годом- годом окончания строительства Бедийского Храма. Поверхность потира украшена рельефными фигурами Спасителя, Богоматери, апостолов – Петра и Павла, а также других апостолов и евангелистов.

В этом храме Баграт III был похоронен 1014 году.

Бедийский епископ ведал обширной территорией от храма до реки Ингур. В период политического единства Абхазии и Грузии, Епископ Бедийский занимал 26 место в списке церковных иерархов, а на церемонии коронации Абхазского царя стоял непосредственно за Сухумским. Он так же упоминается в числе участников поместных соборов. Во второй половине XVII века богослужение в соборе было прекращено, возобновилось вновь во второй половине XIX века.

В настоящее время в Бедийском соборе ведутся реставрационные работы.

Команский монастырь и грот апостола Кананита

Если маршрут поездки пролегает от Сухуми до Апры, обязательно стоит увидеть ещё одно святое место, Команский монастырь Иоанна Златоуста в селе Коман. Это действующий монастырь, в нём правят службы Абхазская православная церковь. Здесь нет нескончаемых групп туристов, от этого атмосфера в обители и окрестностях способствует неспешному исследованию. Самому монастырю насчитывается не более 30 лет, однако ценность для православных паломников и туристов представляет собой место, на котором он был построен.


В средние века на месте обители стояла церковь, в которой почил Иоанн Златоуст. И хотя через некоторое время останки святого были захоронены в Константинополе, святость места сохранилась. Возле Команского монастыря возвышается Гумбиху, гора с храмом Святого Василиска. В этом храме мученик молился, здесь он был захоронен в начале четвёртого века.

Неподалёку от центра Нового Афона, возле реки Псырцхи, расположен грот Святого апостола Кананита. Апостол после долгих странствий решил остаться на Кавказе и рассказывать местным жителям о христианстве. Однако вскоре о его деятельности узнали римляне и приговорили Симона Кананита к смертной казни. То недолгое время, пока апостол проповедовал в этом регионе, он жил в гроте, который представляет собой узкую тесную пещеру с небольшим входом. После его смерти около пещеры был возведён храм. Он и в наши дни остаётся одним из наиболее почитаемых христианских объектов в стране.

Анакопийский храм

Неподалёку от города Новый Афон находится место древней столицы Абхазского царства. На высокой Иверской горе, окружённая мощными стенами с башнями, в пятом веке стояла Анакопия, а в шестом веке там же был основан Анакопийский храм. За столетия своего существования храм несколько раз частично разрушался, отстраивался и переделывался. В наши дни Анакопийский храм полностью не сохранился, однако некоторые его залы и уцелевший алтарь дают представление о его былом величии.


В течение веков в стенах храма хранилась икона Пресвятой Богородицы, которой приписывались в древних хрониках свойства исцелять. Люди верили, что святая икона оберегает Анакопию и его жителей от неприятелей и бед.

Сейчас к Анакопийскому храму приходят тысячи паломников, чтобы увидеть своими глазами это святой место, обратиться к Богородице с молитвами и выпить воды из источника неподалёку от древних руин.

Источники

  • https://www.tourister.ru/world/europe/abkhazija/temples
  • http://abkhazia-apsny.ru/list-of-temples-and-monasteries
  • https://www.abkhazia.ru/history/activetemples/
  • https://kashtak.net/interesnyie-drevnie-hramy/
  • https://azbyka.ru/palomnik/%D0%90%D0%B1%D1%85%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%8F_%28%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BC%D1%8B%29
  • https://azbyka.ru/palomnik/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F:%D0%90%D0%B1%D1%85%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%8F
  • https://seacool.ru/abkhazia/monastiri_hrami
  • https://www.tourprom.ru/country/abkhazia/all_churches/
  • https://turtella.ru/Abkhazia/monastyri_abhazii_a475.html

[свернуть]