Самые крупные морские порты России и Европы

Классификация морских портов

Основным показателем работы любого морского порта является его грузооборот. В Европе существует немало портов, у которых грузооборот составляет 1 млн. тонн в год и более. Но наибольшее значение имеют те, чьи данные превышают 50-60 млн. тонн в год. Их называют мировыми портами Зарубежной Европы, поскольку они играют большую роль в мировом хозяйстве.

Все морские порты можно условно разделить на два типа:

  • Универсальные – те, что принимают и обрабатывают самые разные грузы. Таких портов больше всего в экономически развитых странах, и в приморских странах Европы практически все порты – универсальные.
  • Специализированные – те, что созданы специально для погрузки какого-то конкретного товара в больших количествах. Как правило, такие порты строят в развивающихся странах, чтобы экспортировать на мировые рынки различное сырье и топливо. Специализированные порты есть и в Европе: из Швеции и Финляндии поставляется качественный лес и лесоматериалы в больших объемах.

Страны Европы имеют многовековую историю, и их часто посещают туристы, желающие приобщиться к уникальной культуре. Для этих целей организовывают морские круизы, позволяющие не только посетить крупные города, но и насладиться живописными морскими пейзажами. Благодаря крупнейшим круизным портам Европы такие путешествия становятся очень удобными и приятными.

Как измеряется грузооборот морских портов

Грузооборот морского порта является важнейшим показателем его эффективности, который определяется количеством грузов, измеренных по массе  за определенный промежуток времени (как правило месяц, квартал и год).

Грузооборот морских портов принято измерять либо в миллионах тонн, либо в двадцатифутовом эквивалента TEU. TEU является международно принятой условной единицей измерения вместимости грузовых ТС, в том числе грузовых судн и при подсчете грузооборота контейнерных терминалов, в том числе морских портов. В пересчете на тонны 1 TEU примерно равняется 21.6 тонны.

Список портов по бассейнам

Ниже представлен список портов Российской Федерации с их основными характеристиками на 2019 г.  Голубым цветом в таблице выделены незамерзающие порты, зелёным — порты Северного морского пути  .

Азово-Черноморский бассейн

Порт Расположение Координаты Площадь
(акв + терр.), км² Пропускная способность грузовых терминалов всего (тыс. тонн в год) Габариты судов
(дл / шир / осад), м Кол-во причалов
(протяжённость) Кол-во
стивидоров Изображение

Атлантический океан
Азовское море
АзовFlag of Azov.svg
гор. Азов

Ростовская область
47°07′05″ с. ш.39°25′21″ в. д.   (G)17,42 + 1,544 756,8150 / 20 / 3,729 ед. (4 209,46 м)11AzovSeaPort.jpg
ЕйскFlag of Eisk (Krasnodar krai).png
гор. Ейск

Краснодарский край
46°43′31″ с. ш.38°16′33″ в. д.   (G)0,87 + 0,696 953,3150 / 22 / 4,516 ед. (2 762 м)9Ейский морской порт.jpg
Ростов-на-ДонуRostov-na-Donu flag.svg
гор. Ростов-на-Дону

Ростовская область
47°12′10″ с. ш.39°41′26″ в. д.   (G)12,6 + 3,1318 202,2142 / 18 / 4,159 ед. (9 757,12 м)23Flag of Rostov Oblast.svg
ТаганрогFlag of Taganrog (Rostov oblast).png
гор. Таганрог

Ростовская область
47°12′21″ с. ш.38°57′07″ в. д.   (G)9,76 + 0,544 920149 / 18 / 4,711 ед. (1 835,3 м)4Port of Taganrog.jpg
ТемрюкFlag of Temryuk (Krasnodar krai).png
гор. Темрюк

Краснодарский край
45°19′33″ с. ш.37°22′40″ в. д.   (G)22,68 + 2,299 400140 / 17,5 / 4,620 ед. (2 502,08 м)10Flag of Krasnodar Krai.svg
КавказFlag of Temryuk rayon (Krasnodar krai).png
Темрюкский район

Краснодарский край
45°20′28″ с. ш.36°40′22″ в. д.   (G)36,3 + 0,4630 183,32150 / 22 / 5,3

260 / 46 /16 (на рейде)

10 ед. (1 347,64 м)6Kosa Chushka (port Kavkaz).jpg
Чёрное море
АнапаFlag of Anapa (Krasnodar krai).png
гор. Анапа

Краснодарский край
44°53′52″ с. ш.37°18′25″ в. д.   (G)2,09 + 0,03374117,5 / 28 / 3,66 ед. (828 м)2Flag of Krasnodar Krai.svg
ГеленджикFlag of Gelendzhik (Krasnodar krai).png
гор. Геленджик

Краснодарский край
44°34′26″ с. ш.38°01′34″ в. д.   (G)10,7 + 0,07185 000114 / 14 / 3,89 ед. (795,8 м)3Gelendzhik Bay.JPG
Новороссийскгор. Новороссийск

Краснодарский край
44°43′49″ с. ш.37°46′51″ в. д.   (G)344 + 2,78208 793295,2 / 45,04 / 13,1

не огр. /324/ 58 (к причалам ВПУ КТК-1, КТК-2, КТК-3)

89 ед. (15 626,91 м)16Novo-2010-08-27-043.jpg
СочиFlag of Sochi (Krasnodar krai).svg
гор. Сочи

Краснодарский край
43°24′36″ с. ш.39°55′58″ в. д.   (G)17,65 + 0,255010311 / 38,6 / 8,833 ед. (4348,96 м)4PortSochiImeret.JPG
Таманьс. Волна
Flag of Temryuk rayon (Krasnodar krai).png
Темрюкский район

Краснодарский край
45°07′39″ с. ш.36°41′13″ в. д.   (G)99,22 + 0,4129 100252 / 44 / 1410 ед. (2 641,5 м)4Flag of Krasnodar Krai.svg
ТуапсеFlag of Tuapse (Krasnodar krai).svg
гор. Туапсе

Краснодарский край
44°05′34″ с. ш.39°04′37″ в. д.   (G)25,18 + 0,3837560250 / 45 / 1536 ед. (5 877,12 м)6Туапсе 2011 (0012).jpg
Керчь [9]Керчь
гор. Керчь

Крым
45°21′00″ с. ш.36°29′00″ в. д.   (G)868,33 + [10] [11]нет данныхнет данных14 ед. (2 500,6 м) [10] [11]3Kerch Port Floating dock IMG 2262 1725.jpg
Севастополь [9]
Севастополь
44°37′00″ с. ш.33°32′00″ в. д.   (G)
(Севастопольская бухта)
44°35′00″ с. ш.33°25′00″ в. д.   (G)
(Камышовая бухта)
215,6 + 12нет данных229,1 / 32,26 / 12,4
(Севастопольская бухта)
225 / 36 / 11,5
(Камышовая бухта)
39 (3 530,4 м)5Sevastopol004.jpg
Феодосия [9]гор. Феодосия

Крым
45°01′00″ с. ш.35°23′00″ в. д.   (G)нет данныхнет данныхнет данных5 ед. (862 м) [12]1ВП Фео вечером2.jpg
Ялта [9]гор. Ялта

Крым
44°29′00″ с. ш.34°11′00″ в. д.   (G)0,12 + 0,09 [13]нет данныхнет данныхнет данных1Port of Yalta 2.jpg
Евпатория [9]гор. Евпатория

Крым
45°10′00″ с. ш.33°21′00″ в. д.   (G)51,5 + 0,25 [14]нет данныхнет данных8 ед. (1 486 м) [14]1Evp sea port.jpg

Балтийский бассейн

Порт Расположение Координаты Площадь
(акв + терр.), км² Пропускная способность грузовых терминалов всего (тыс. тонн в год) Габариты судов
(дл / шир / осад), м Кол-во причалов
(протяжённость) Кол-во
стивидоров Изображение

Атлантический океан
Балтийское море
ВыборгFlag of Vyborg.svg
гор. Выборг

Ленинградская область
60°42′43″ с. ш.28°43′46″ в. д.   (G)2,87 + 0,1722000135 / 25 / 6,57 ед. (902,8 м)3Vyborg June2012 View from Olaf Tower 10.jpg
ВысоцкFlag of Vysotck (Leningrad oblast).png
гор. Высоцк
Flag of Vyborg rayon (Leningrad oblast).png
Выборгский район

Ленинградская область
60°37′06″ с. ш.28°33′39″ в. д.   (G)1,26 + 1,4421 200260 / 45 / 13,28 ед. (1 703,6 м)2Flag of Leningrad Oblast.svg
КалининградFlag of Kaliningrad.svg
гор. Калининград

Калининградская область
54°40′08″ с. ш.20°24′14″ в. д.   (G)17,73 + 8,3244279,2200 / 30 / 9,5119 ед. (16915,5 м)33Port of Kaliningrad.jpg
ПриморскFlag of Primorsk (Leningrad oblast).png
гор. Приморск
Flag of Vyborg rayon (Leningrad oblast).png
Выборгский район

Ленинградская область
60°21′28″ с. ш.28°37′08″ в. д.   (G)31,77 + 2,4789500307 / 55 / 15,8512 ед. (3058,66 м)3Flag of Leningrad Oblast.svg
(Большой порт)
Санкт-Петербург

Санкт-Петербург
59°52′50″ с. ш.30°11′57″ в. д.   (G)616,93 + 7,46110 184,89320 / 42 / 11149 ед. (21 853,96 м)33St Petersburg port entrance.jpg
(Пассажирский порт)
Санкт-Петербург

Санкт-Петербург
59°55′34″ с. ш.30°14′07″ в. д.   (G)3,05 + 0,330340 / 42 / 8,87 ед. (2 171,1 м)1Sea Terminal SPB.jpg
Усть-ЛугаFlag of Kingisepp rayon (Leningrad oblast).png
Кингисеппский район

Ленинградская область
59°40′29″ с. ш.28°24′37″ в. д.   (G)67,56 + 11,82129 800,25320 / 50 / 1538 ед. (7 303 м)16Flag of Leningrad Oblast.svg

Каспийский бассейн

Порт Расположение Координаты Площадь
(акв + терр.), км² Пропускная способность грузовых терминалов всего (тыс. тонн в год) Габариты судов
(дл / шир / осад), м Кол-во причалов
(протяжённость) Кол-во
стивидоров Изображение

Каспийское море
АстраханьFlag of Astrakhan.png
гор. Астрахань

Астраханская область
46°19′00″ с. ш.47°59′40″ в. д.   (G)55,01 + 1,9712 114,5150 / 20 / 4,530 ед. (4 871,05 м)20Flag of Astrakhan Oblast.svg
МахачкалаFlag of Makhachkala (Dagestan).png
гор. Махачкала

Дагестан
42°59′23″ с. ш.47°30′16″ в. д.   (G)5,58 + 0,597 260150 / 20 / 6,518 ед. (2 014 м)2Flag of Dagestan.svg
Оляс. Оля
Flag of Limansky rayon (Astrakhan oblast).png
Лиманский район

Астраханская область
45°46′51″ с. ш.47°33′09″ в. д.   (G)53,12 + 3,271 580135 /16,2 / 4,56 ед. (907,2 м)2Flag of Astrakhan Oblast.svg

Дальневосточный бассейн

Порт Расположение Координаты Площадь
(акв + терр.), км² Пропускная способность грузовых терминалов всего (тыс. тонн в год) Габариты судов
(дл / шир / осад), м Кол-во причалов
(протяжённость) Кол-во
стивидоров Изображение

Тихий океан
Петропавловск-КамчатскийFlag of Petropavlovsk-Kamchatsky (Kamchatka krai).png
гор. Петропавловск-Камчатский

Камчатский край
53°00′06″ с. ш.158°39′25″ в. д.   (G)1792,16 + 1,372 060,6200 / 25 / 956 ед. (6 089,1 м)8Petropavlovsk Kamcatskij Volcan Koriacky in background.jpg
Охотское море
Корсаковгор. Корсаков

Сахалинская область
46°37′26″ с. ш.142°46′02″ в. д.   (G)44,82 + 0,334 394,3140 / 30 / 7,530 ед. (2 737,3 м)8Korsakov, Sakhalin oblast.JPG
МагаданFlag of Magadan.svg
гор. Магадан

Магаданская область
59°32′03″ с. ш.150°46′01″ в. д.   (G)17,38 + 0,332990200 / 24,55 / 117 ед. + 3 пирса (1 707,6 м)4Flag of Magadan Oblast.svg
Москальвос. Москальво
Flag of Okha (Sakhalin oblast).png
Охинский район

Сахалинская область
53°32′50″ с. ш.142°31′09″ в. д.   (G)52,3 + 0,18600150 / 40 / 66 ед. (657 м)2Flag of Sakhalin Oblast.svg
Мыс Лазаревапгт Лазарев
Flag of Nikolaevsk-na-Amure (Khabarovsk kray) new.png
Николаевский район

Хабаровский край
52°14′14″ с. ш.141°30′42″ в. д.   (G)0,07 + 0,02100140 / 14 / 0,9 [15]4 ед. (582 м)0Flag of Khabarovsk Krai.svg
Николаевск-на-АмуреFlag of Nikolaevsk-na-Amure (Khabarovsk kray) new.png
гор. Николаевск-на-Амуре

Хабаровский край
53°08′08″ с. ш.140°42′45″ в. д.   (G)6,93 + 0,17784,4140 / 18 / 4,58 ед. (791,6 м)2Flag of Khabarovsk Krai.svg
Охотскпгт Охотск

Хабаровский край
59°21′38″ с. ш.143°14′29″ в. д.   (G)56,89 + Границы порта не утверждены156110 / 18 / 3,55 ед. (418 м)1Flag of Khabarovsk Krai.svg
Поронайскгор. Поронайск

Сахалинская область
49°13′49″ с. ш.143°07′03″ в. д.   (G)12,50 + 0,0437 / 7 / 1,96 ед. (386,7 м)0Flag of Sakhalin Oblast.svg
ПригородноеКорсаковский район

Сахалинская область
46°37′29″ с. ш.142°54′25″ в. д.   (G)57,80 + 0,2019 600300 / б/о [16] / 17,54 ед. (951,3 м)1Coast near Korsakov and LNG plant.JPG
Японское море
Александровск-СахалинскийFlag of Aleksandrovsk-Sakhalinsky rayon (Sakhalin oblast).png
гор. Александровск-Сахалинский

Сахалинская область
50°53′47″ с. ш.142°07′50″ в. д.   (G)3,69 + 0,0435034 / 7,2 / 2,44 ед. (442,05 м)1Flag of Sakhalin Oblast.svg
ВаниноFlag of Vaninsky rayon (Khabarovsk kray).png
пгт Ванино

Хабаровский край
49°05′16″ с. ш.140°16′18″ в. д.   (G)16 + 4,5837 840292 / 45 / 18,521 ед. (3 382 м)3В порту Ванино.jpg
ВладивостокFlag of Vladivostok, Russia.png
гор. Владивосток

Приморский край
43°06′48″ с. ш.131°53′08″ в. д.   (G)131,06 + 2,2622694,418400 / 48,2 / 1865 ед. (12 915,75 м)27Center of Vladivostok and Zolotoy Rog.jpg
ВосточныйFlag of Nakhodka (Primorsky krai).png
гор. Находка

Приморский край
42°44′03″ с. ш.133°04′44″ в. д.   (G)62,54 + 3,8666 663400 / 59 / 1725 ед. (5 464,5 м)11Порт Восточный.jpg
Де-Кастрис. Де-Кастри
Ульчский район

Хабаровский край
51°27′59″ с. ш.140°46′58″ в. д.   (G)68,48 + 0,0312 350250 / 50 / 154 ед. (361 м)2De-Kastri terminal.jpg
Зарубинопгт Зарубино
Хасанский район

Приморский край
42°38′40″ с. ш.131°04′58″ в. д.   (G)27,0 + 0,391202130 / 18 / 7,57 ед. (841 м)2Flag of Primorsky Krai.svg
НаходкаFlag of Nakhodka (Primorsky krai).png
гор. Находка

Приморский край
42°48′23″ с. ш.132°52′48″ в. д.   (G)127,45 + 3,7126 625,78245 / 44 / 11,5137 ед. (19 304,75 м)28Stores in Nakhodka Fishing Port.JPG
НевельскFlag of Nevelsk (Sakhalin oblast).png
гор. Невельск

Сахалинская область
46°40′06″ с. ш.141°51′11″ в. д.   (G)2,25 + 0,911 197,059133 / б.о. / 627 ед. (2 887,8 м)13Flag of Sakhalin Oblast.svg
Ольгапгт Ольга

Приморский край
43°44′25″ с. ш.135°16′52″ в. д.   (G)57,36 + 0,432 377200 / 18 / 811 ед. (1 566,2 м)5Порт Ольга.JPG
Посьетпгт Посьет
Хасанский район

Приморский край
42°39′05″ с. ш.130°48′27″ в. д.   (G)22,5 + 0,846 236400 / 60 / 1517 ед. (2 411,23 м)6Flag of Primorsky Krai.svg
Советская Гаваньгор. Советская Гавань

Хабаровский край
48°57′27″ с. ш.140°15′55″ в. д.   (G)24 + 1,362 260,9180 / 25 / 1018 ед. (2 974 м)11Sovetskaya Gavan - Docks.JPG
ХолмскFlag of Kholmsk (Sakhalin oblast).png
гор. Холмск

Сахалинская область
47°02′48″ с. ш.142°02′29″ в. д.   (G)15,62 + 0,493 784130 / 22 / 827 ед. (2 469,4 м)4Порт Холмск.jpg
ШахтёрскFlag of Shakhtyorsk (Sakhalin oblast).png
гор. Шахтёрск
Flag of Uglegorsky rayon (Sakhalin oblast).png
Углегорский район

Сахалинская область
49°09′44″ с. ш.142°03′17″ в. д.   (G)47,28 + 0,142 300200 / 20 / 1528 ед. (2 113 м)4Flag of Sakhalin Oblast.svg

Тихоокеанские и восточно-арктические порты

Порт Субъект РФ Грузооборот (млн тонн)

Александровск-СахалинскийСахалинская область
АнадырьЧукотский автономный округ0,215
БеринговскийЧукотский автономный округ0,0529
ВаниноХабаровский край26,8
ВладивостокПриморский край12,9
ВосточныйПриморский край65,2
Де-КастриХабаровский край10,5
ЗарубиноПриморский край0,2
КорсаковСахалинская область
МагаданМагаданская область1,22
МоскальвоСахалинская область
Мыс ЛазареваХабаровский край
НаходкаПриморский край21,3
НевельскСахалинская область1,7
Николаевск-на-АмуреХабаровский край
ОльгаПриморский край
ОхотскХабаровский край
ПевекЧукотский автономный округ0.27
Петропавловск-КамчатскийКамчатский край1,92
ПоронайскСахалинская область
ПосьетПриморский край6,5
ПригородноеСахалинская область16
ПровиденияЧукотский автономный округ0,0187
Советская ГаваньХабаровский край
ТиксиЯкутия
ХолмскСахалинская область
ШахтёрскСахалинская область6,2
ЭгвекинотЧукотский автономный округ0,0977 [16]

Топ-10 самых крупных морских портов России

  1. Новороссийск
  2. Приморск
  3. Санкт-Петербург
  4. Находка
  5. Мурманск
  6. Ванино
  7. Туапсе
  8. Владивосток
  9. Калининград
  10. Ростов-на-Дону

Новороссийск — крупнейший порт страны

Город на юге страны в Краснодарском крае, занимает территорию побережья Цемесской бухты Черного моря. Новороссийск обладает важным транспортным центром, где располагается самый большой порт страны, военно-морская база Черноморского флота. Включает грузовые, пассажирские, нефтеналивную гавань. Грузооборот — 147,4 млн тонн ежегодно. Находится на северо-востоке Краснодарского края, в незамерзающей Цемесской бухте. Работает круглый год, но иногда деятельность прерывается в зимний период, во время холодного порывистого ветра бора, который опасен для судов.

Глубина вдоль наливных терминалов позволяет принимать танкера дедвейтом до 250 000 тонн. Вся бухта делится на районы, в каждом из которых сосредоточена отдельная специализация. Новороссийский является рекордсменом среди всех портовых зон России по протяженности причальной линии, которая в длину достигает 8,3 км.

Приморск — перевалка нефтепродуктов

Российский город на берегу Финского залива, где функционирует самая значительная нефтеналивная гавань Северо-Западного региона Российской Федерации. Она является конечной точкой Балтийской трубопроводной системы. Годовой оборот — 57,6 млн тонн. Размещена бухта в Финском заливе Балтийского моря, недалеко от города Приморск.

Здесь обслуживаются танкеры дедвейтом до 150 000 т. и осадкой до 15,5 см. На территории Приморских морских ворот установлено 18 резервуаров емкостью до 50 000 тонн, предназначенных для хранения нефти. Также имеются емкости для хранения светлых нефтепродуктов, резервуары аварийного сброса.

Туапсе

Грузооборот в 2017 г.

: 26,6 млн тонн

Морской порт Туапсе расположен на Кавказском побережье Черного моря в вершине бухты Туапсе, к юго-востоку от мыса Кодош и включает в себя участки водной поверхности в устьях рек Паук и Туапсе.

В настоящее время морской порт Туапсе — это многоцелевой, открытый для навигации круглый год, осуществляющий работу круглосуточно, обеспечивающий грузовые операции с грузами, включая опасные грузы 3–5, 9 классов опасности, внешнеторговые перевозки нефти и нефтепродуктов, а также навалочных (угля, руды и др.), генеральных грузов, зерна, минеральных удобрений и сельскохозяйственной продукции.

Калининград. Пропускная способность 44 279,2 тыс. тонн в год

Единственный порт на Балтийском море, который не замерзает, расположен в городе Калининграде. Его также можно назвать и одним из самых старейших, ведь первое упоминание о морских воротах у замка Кёнигсберг датируется 14 веком.

Уже к 17 веку власти решили проложить здесь дамбу для удобства судоходства. Первый пароход пришвартовался в Кёнигсберге в 19 веке.

С самого начала своего основания порт играл важнейшую роль в отношениях Германии и России. Через него за рубеж шло огромное количество русских товаров – от зерна и льна до бобовых. Поставок было настолько много, что на территории порта пришлось строить дополнительные склады зернохранилища и мельницу.

После сильных разрушений в войну порт быстро был восстановлен и стал одним из первых предприятий в городе, которое начало функционировать.

Восточный. Пропускная способность 66 662 тыс. тонн в год

Один из самых молодых портов в нашем рейтинге – «Восточный» – был открыт в 1973 году. Предприятие построилось за рекордные сроки: проектные работы были объявлены в 1968 году. Стройку назвали приоритетной и бросили на нее все силы, для удобства рабочих даже возвели небольшой город-спутник.

Работы на порту продолжаются до сих пор. Так, первая очередь угольного терминала заработала еще в 1978 году, вторая – спустя 20 лет, а третья очередь была сдана совсем недавно – в сентябре 2019 года.

Геленджик. Пропускная способность 185 000 тыс. тонн в год

Курортный Геленджик наложил отпечаток и на собственный морской порт. Причалы летом пользуются популярностью из-за морских прогулок, невероятно востребованных среди туристов. Экскурсионная программа включает в себя и встречу с дельфинами.

В остальное время года порт сосредоточен на выполнение заказов по грузовым судам. Пассажирские суда также заходят в гавань, но Геленджик не принимает международные рейсы, которые перенаправляются в Туапсе.

Находка — важный порт в Японском море

Находится на полуострове Трудный у берегов залива Находка в Японском море. Экономика города узко специализирована на портово-транспортном комплексе. Неподалеку от города находится глубоководная гавань федерального значения Восточный. В самом городе есть еще одна, которая занимается рыболовством, переработкой рыбы, ремонтом судов.

Восточный ежегодно выполняет грузооборот до 69,2 млн тонн. Размещен в бухте Врангеля (Японское море, залив Находка). Входит в крупнейший транспортный узел России на Тихом океане под названием «Восточный-Находка». Здесь есть угольный, нефтеналивной, контейнерный универсальный терминалы.

Усть-Луга

В Усть-Луге, что находится под Санкт-Петербургом, действует 11 товарных терминалов и 19 причалов. Ежегодные показатели грузооборота растут, что позволило ему опередить морскую гавань Новороссийска по этому показателю. Согласно данным на 2019 год Усть-Луга приняла и отправила 98730 метрических тонн грузов, пропускная способность при необходимости может вырасти вдвое.

Усть-Луга

Порт Усть-Луга продолжает строиться и расширяться

В мировом рейтинге самый большой порт России занимает 45 место по объему перевозок. Площадь территории составляет 1057 гектар. Удобное расположение в устье Лужской Губы в 70 километрах от Санкт-Петербурга — одна из причин стремительного развития. Функционирует с 2000 года.

Санкт-Петербург — в лидерах грузооборота

Мегаполис на северо-западе России, в устье реки Нева, на побережье Финского залива. Здесь сосредоточено главное командование ВМФ и крупная морская бухта с протяженностью причальной линии длиной 31 км. Обеспечивает торговое мореплавание в бухте Петербурга, за его пределами. Здесь осуществляется перегрузка нефтепродуктов, лесных грузов, металлов, металлолома, угля, контейнеров, химических грузов, руды. Годовой грузооборот — 53,6 т.

Расположен на островах дельты реки Нева, в восточной части Финского залива. Включает причалы:

  • торговый;
  • рыбный;
  • лесной;
  • речной;
  • речной пассажирский;
  • нефтяной терминал;
  • судостроительные, судоремонтные заводы;
  • пассажирский вокзал.

Первый причал состоит из 200 причалов глубиной до 11,9 м. Территориально он делится на 4 района. Включает бассейны:

  • Угольная гавань
  • Восточный
  • Барочный
  • Рейд Лесного мола
  • пассажирский

Мурманск — порт со столетней историей

На северо-западе России находится Мурманск. Это крупнейший город за Северным полярным кругом. Он занимает территорию восточного скалистого побережья Кольского залива (Баренцево море). Здесь находятся одни из самых больших незамерзающих в России морских ворот, которые являются основой экономики Мурманска. Грузооборот составляет 51,7 миллионов тонн. К нему прописаны все атомные ледоколы страны. Состоит из трех частей:

  • пассажирский
  • торговый
  • рыбный

За последние годы бухта увеличила экспорт каменного угля, минеральных ресурсов, для хранения и приема которых есть вся необходимая инфраструктура. В 2015 году к 100-летию порта был открыт музей.

Ванино — порт, объединяющий мир

Небольшой городок в Хабаровском крае на побережье Татарского пролива Японского моря. Здесь располагается крупнейший транспортный узел Хабаровска — порт Ванино. Он находится на северо-западе городка, в Татарском проливе и Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Навигация открыта здесь круглый год, работа ведется круглосуточно. Зимой, когда акватория покрывается льдом, проводка судов проводится с помощью ледоколов.

В торговой части бухты есть 22 пирса и причала, общая их протяженность составляет более 3 км. Все они входят в состав нефтеналивного терминала и 4 перегрузочных комплексов. Ванинский связывает автомобильный, железнодорожный и транспортный узел по морю. Отсюда грузы уходят в Японию, Китай, Австралию, США, регионы России.

Топ 25 Российских морских портов по грузообороту

Грузооборот морских портов России 2008-2018

К 2020 году грузооборот всех морских портов России составил 840.3 млн тонн (за 2019 год). Таким образом общий грузооборот России вырос за последние 10 лет практически в два раза (график выше). 464 млн тонн составил объем наливных грузов и 376 млн тонн объем сухих грузов. Среди всех грузов отдельно выделяется транспортировка угля (176 млн тонн), сырая нефть (276.1 млн тонн), нефтепродукты (149 млн тонн), грузы в контейнерах (56.5 млн тонн) и транспортировка зерна (38.6 млн тонн).
Наибольшая доля российского грузооборота приходится на порты Азово-Черноморского и Балтийского бассейна:

  1. Азово-Черноморский бассейн — 258.1 мн тонн
  2. Балтийский бассейн — 256.4 млн тонн
  3. Дальневосточный бассейн — 213.5 млн тонн
  4. Арктический бассейн — 104.8 млн тонн
  5. Каспийский бассейн — 7.4 млн тонн

Полный список наиболее крупных морских портов России представлен в таблице ниже. В список вошло 25 крупнейших порта каждого из бассейнов, статистика грузооборота указана в млн тонн. Так, бессменным лидером является Новороссийский морской порт, его грузооборот в 2019 году составил 156 млн тонн. Наиболее быстрые темпы роста грузооборота у порта Сабетта. Всего за несколько лет с 2013 года порт вошел в топ 10 портов России, и на 2019 год его грузооборот составил 27.6 млн тонн. Также перспективными являются и другие порты Северного Морского пути.

№ПортГрузооборот, млн тонн

1Новороссийск156.826
2Усть-Луга103.852
3Восточный73.54
4Мурманск61.93
5Приморск61.024
6Санкт-Петербург59.9
7Ванино31.44
8Сабетта27.68
9Находка25.58
10Туапсе25.2
11Владивосток23.92
12Кавказ20.92
13Высоцк19.4
14Пригородное16.05
15Ростов-на Дону16.03
16Тамань15
17Де-Кастри13.57
18Калининград11.1
19Азов10.4
20Шахтерск8.8
21Посьет7.7
22Варандей7.17
23Махачкала4.7
24Архангельск2.7
25Астрахань2.2

Крупнейшие порты России на карте

Крупнейшие порты России на карте

ТОП-10 самых больших портов в мире

Статистикой портовых грузооборотов занимается Американская ассоциация портовых властей. Они собирают данные и выпускают ежегодный отчет как по объему грузоперевозок, так и по трафику контейнеров. Данный отчет, выпущенный в конце 2018 года наглядно показывает, что центром морских грузоперевозок стала Азия. Ведущие места в ТОП-10 занимают гавани восточных городов. Это показательный пример роста экономик Китая и Сингапура.

1. Шанхай (Китай)

Речной и морской порт недалеко от мегаполиса Шанхая. В 80-е годы прошлого столетия считлся небольшим. Спустя 20 лет грузооборот здесь увеличился с 100 млн. тонн до 445 млн. Рекордные показатели сделали шанхайские морские ворота крупнейшими в мире. Сегодня цифра достигла 700 миллионов, что является абсолютным мировым рекордом.

Шанхай

Вид на порт Шанхая

Имея выгодное географическое положение на берегу Тихого океана, сегодня имеет действующие контракты с 500 другими морскими гаванями мира. Делится на несколько частей:

  • контейнерный терминал Пудун;
  • Яншаньган (глубоководная гавань);
  • Баошань;
  • Чжанхуабан и другие терминалы (всего 14).

2. Сингапур (Сингапур)

Конкуренцию Шанхаю может составить только Сингапур, занимающий вторую строчку как в общемировом рейтинге, так и в доле контейнерных перевозок. История портовой части города-страны началась в 1863 году.

Сингапур

На небольшом острове разместился город, страна и один из самых больших и удобных портов в мире

С ростом экономики Сингапура в страну начали прибывать не только пассажирские, но и торговые суда. Резкий скачок развития произошел в 1982 году, когда оборот контейнеров превысил 1 миллион TEU (двадцатифутовый эквивалент). Сравним современные портовые показатели: через Сингапур ежегодно проходит не 1, а 30 миллионов TEU. Работает с 123 странами мира, считается ультрасовременным, имеет собственную операционную систему.

3. Гуанчжоу (Китай)

В Гуанчжоу автоматизирована работа 4600 причалов, рост показателей показывает, что скоро он догонит сингапурскую гавань по объему грузов. Китай осуществил проект по углублению для того, чтобы расширить портовые возможности юга страны.

Гуанчжоу

Погрузка контейнеров в Гуанчжоу

Осуществляет прием любых грузов, оснащен современным оборудованием.

4. Порт-Хедленд (Австралия)

Из Китая переместимся в Австралию, где с 2013 года резко увеличились принимаемые и отправляемые объемы товаров морским путем через город Порт-Хедленд. Расположен на западе континента в углубленной гавани. Основным историческим предназначением Порт-Хедленда являлась переправка руды.

Австралия

Западная Австралия, Порт-Хедленд

С тех пор ничего не изменилось, контейнера проходят через Мельбурн и Сидней.

5. Нинбо-Чжоушань (Китай)

Портовый комплекс Нинбо состоит из пяти отдельных гаваней, различающихся по назначению. В мировом топ по объемам контейнерных перевозок он занимает 4 место. Развитие получил за счет выгодного географического положения и роста экономики Китая. Сегодня товарооборот приближается к 500000 метрических тонн.

порт

Нинбо-Чжоушань быстро развивается

6. Роттердам (Нидерланды)

Крупнейшая в Европе морская гавань в рейтинге грузооборота контейнеров занимает 12 строчку, по этому показателю он уверенно теряет позиции. Здесь эффективно используют автоматизированную систему разгрузки и погрузки на борт, развита система безопасности.

7. Циндао (Китай)

Омываемый водами Желтого моря, Циндао занимает ведущее место в портовой системе материкового Китая. Располагается на юге полуострова Шаньдун по двум берегам залива Цзяочжоу и разделен на три комплекса:

  • Хуандао (нефтяной терминал);
  • Даган (исторический порт);
  • Цяньвань (новый порт).

морской порт

Циндао город с ошеломительно быстрым развитием

Соединен с железнодорожной и автомобильной веткой. Для работы имеются современные возможности, включая плавучий кран и наземные козловые краны.

8. Тяньцзинь (Китай)

В устье реки Хайхэ находится пятый по величине порт материкового Китая. Для увеличения пропускной способности произведены работы по углублению. Порт расположен в 170 километрах от столицы КНР, что определило судьбу одноименного города как перевалочной базы на пути к Пекину.

самый большой порт

Круизный порт Тяньцзинь — одна из его многочисленных частей

Автоматизированный и современный комплекс, контейнерный грузооборот превышает 14300 TEU.

9. Пусан (Республика Корея)

Самый большой порт в Корее расположился на берегу корейского пролива и является морской столицей государства. Удачное положение на карте позволило ему быстро нарастить оборот грузов на рубеже XX и XXI веков.

Пусан

Вид на порт Пусан и город

Имеет открытую структуру, принимает суда водоизмещением до 50000 тонн в 7 районах в зависимости от типа товара. Защищен от ветров. Примечательно, что заходящие в гавань корабли должны помнить о наличии на дне неразорвавшихся во время Корейской войны минах.

10. Далянь (Китай)

Глубины в южном районе Ляодунского полуострова не велики и достигают 17 метров. Суда водоизмещением выше 30 тысяч тонн не могут использовать Далянь для перегрузки. В современном комплексе работают 314 подвижных кранов, верфи для строительства новых кораблей.

морские перевозки

Вид на порт с палубы круизного лайнера

Интересно, что заложен он был русскими и ранее именовался Дальним. Советская сторона также арендовала порт у Китая во времена Второй мировой войны.

Джабаль-Али (ОАЭ)

В мировом списке крупнейших морских гаваней Джабаль-Али, расположенный в эмирате Дубай, занимает 23 строчку. Он состоит из нескольких терминалов, включая грузовые и пассажирские. Обслуживает военные суда США по отдельному договору. Грузооборот составляет 175000 метрических тонн.

Дубай

Контейнера в порту Джебель-Али

Ричардс-бэй (ЮАР)

Находится в 160 километрах от Дурбана и соединяет морскую базу с провинциями ЮАР посредством железной дороги. Был выделен в отдельный комплекс для отгрузки южноафриканского угля, но постепенно расширился.

ЮАР

Ричардс-бэй — один из крупнейших угольных портов в мире

Общая площадь территории -2200 гектара, существует потенциал для расширения.

Коломбо (Шри-Ланка)

Остров Шри-Ланка лежит на пути из Азии в Европу, и это положение определила развитие Коломбо как океанического перевалочного пункта. Входит в ТОП-50 крупнейших портовых комплексов мира.

Шри Ланка

Вид на морской порт со стороны города

Европа

10. Гримсби и Иммингхэм. Грузооборот 62,6 млн. тонн


Страна: Великобритания

Порты Гримсби и Иммингем расположены недалеко от устья лимана Хамбер, что делает их идеальными для доставки грузов между Великобританией и Скандинавией, Балтикой и материковой Европой.

Расположение на центральном восточном побережье и прямая связь с автомагистралями и железнодорожными сетями дают Гримсби и Иммингему быстрый и легкий доступ к промышленному центру Великобритании.

Обрабатываемые грузы включают древесину, бумагу, сухие сыпучие материалы, агро-сыпучие материалы, руды, минералы, твердое топливо, биомассу, жидкие сыпучие материалы, замороженные и свежие продукты питания, проектные, общие, ро-ро, стальные и контейнеры.

Сочетание местоположения, хороших коммуникаций, отличных условий и гибкой работы привело к тому, что у Гримсби и Иммингема была самая высокая в Великобритании пропускная способность.

9. Валенсия. Грузооборот 64,5 млн. тонн

Страна: Испания

Валенсия занимается перевозкой практически всех видов товаров из всех секторов экономики. Основными заказчиками порта Валенсия являются: мебельная и деревообрабатывающая промышленность, текстильная, обувная, сельскохозяйственная и пищевая промышленность (зерно и фураж, вино и напитки, консервы, фрукты и т. д.), топливные продукты (дизельное топливо, бензин, уголь. и т. д.), химические и автомобильные транспортные средства (Ford, Fiat, Land Rover, Jaguar и т. д.), строительная промышленность (цемент и клинкер, керамическая плитка, мрамор и т. д.), машины и т. д.

Порт Валенсии также имеет регулярные пассажирские перевозки в / из Балеарских островов и Италии. В последние годы в порту Валенсии наблюдается постоянный и устойчивый рост круизных перевозок по Средиземному морю.

8. Гавр. Грузооборот 67,2 млн. тонн


Страна: Франция

Большой морской порт Гавр, открытый в 1524 году, расположен в Нормандии, на берегу Канала. Торгово-пассажирский порт, это также пристань для яхт и рыбалки.

Являясь одним из первых европейских портов, морской порт Ле-Хавр также является вторым по величине во Франции после портового Марселя по объему перевозок. Занимая площадь в 10 000 гектаров, он охватывает не менее восьми городов: Гавр, Гонфревиль-Л’Орчер, Роджервиль, Удаль, Сандувилль, Сен-Вигор-д’Имонвиль, Ла-Серланг и Танкарвиль.

Морской порт Гавр, помимо торговли, также предлагает паромы в Англию. Благодаря своим размерам и собственной эстетике, он вдохновил многих художников, таких как Клод Моне, Камиль Писсарро или Евгений Буден.

7. Марсель. Грузооборот 74,8 млн. тонн


Страна: Франция

Французский порт Марселя является одним из старейших морских портов страны и самым оживленным нефтяным портом. Он обрабатывает нефть и сыпучие жидкости, а также сыпучие материалы, такие как минералы и зерно.

Контролируемый администрацией порта Марсель Фос, порт служит торговыми воротами на европейские рынки. В 2009 году он обслужил более 11 200 вызовов на судне.

Порт состоит из восточных и западных бассейнов. Восточный бассейн занимает площадь 400 га, а западный бассейн – более 10 000 га.

6. Бремен и Бремерхафен. Грузооборот 78,8 млн. тон


Страна: Германия

С начала девятого века порт изначально был торговым постом местной реки (реки Везер). К началу 1400-х годов Бремен / Бремерхафен стал организованным торговым центром импорта и экспорта для Северной Европы.

Впервые порт смог вместить пароходы в 1930 году, что обеспечило рост в будущем. Однако суматоха Второй мировой войны остановила деятельность порта на более чем десятилетие.

В 1957 году порт Бремерхафен начал предоставлять услуги для обработки возросших автомобильных перевозок; это, в свою очередь, помогло разжечь растущий немецкий автопром.

Порты Бремена продолжают расширяться и модернизироваться, чтобы оставаться конкурентоспособными с портами Роттердама, Гамбурга и Антверпена.

5. Альхесирас и Ла-Линеа. Грузооборот 85,6 млн. тонн


Страна: Испания

Порты, управляемые администрацией порта в заливе Альхесирас, занимают привилегированное положение между Атлантическим океаном и Средиземным морем и представляют собой фундаментальный грузовой и пассажирский транспорт между Европой и Африкой.

Порт Альхесирас становится логистической базой в Андалусии для судов во время их технических остановок, предлагая широкий спектр услуг, включая ремонт и бункеровку, смену членов экипажа и расходные материалы.

4. Амстердам. Грузооборот 95,7 млн. тонн


Страна: Нидерланды

Порт Амстердама является портом без отлива, расположенным на берегу канала Северного моря и Эйсселмера, мелкого искусственного озера, расположенного в северо-западной части Нидерландов. Порт связан с основными международными транспортными потоками, такими как Северное море, Ден Хелдер, Маркермер, Эйсселмер и Рейн.

Порт является вторым по величине в Нидерландах по перевалке. Он занимает четвертое место среди европейских портов. В первом полугодии 2011 года порт обработал 37,5 млн. тонн грузов, что на 5,7% больше по сравнению с первым полугодием 2010 года.

3. Гамбург. Грузооборот 139 млн. тонн


Страна: Германия

Порт Гамбурга является всемирно известным и важным морским портом Германии. Согласно статистике рейтинга по емкости контейнеров, порт занимает первое место во всей Германии, второе место во всей Европе и 11-е среди других портов мира.

Порт создает важную водопроводную сеть к основному Северному морю у реки Эльбы. Порт Гамбурга, занимающий географическую территорию в 7 250 га, имеет общую причальную вместимость 320 портов и может использоваться для любого вида грузовых судов.

2. Антверпен. Грузооборот 190,8 млн. тонн


Страна: Бельгия

Порт Антверпена расположен в самом сердце самой мощной зоны покупок в Европе. Здесь находится ведущая в Европе интегрированная морская и логистическая платформа, которая обеспечивает плавный, безошибочный и быстрый транзит товаров на все основные европейские рынки.

Порт Антверпена также известен своими быстрыми, интуитивно понятными и несложными таможенными процедурами.

1. Роттердам. Грузооборот 440,5 млн. тонн


Страна: Нидерланды

Порт Роттердам является одним из старейших и крупнейших морских портов в Европе. Порт, который был самым загруженным портом в мире с 1962 по 1986 год, в настоящее время омрачен азиатскими портами, такими как Сингапур и Шанхай.

Порт Роттердам считается стратегически важным распределительным пунктом в Европе, поскольку он окружен густонаселенными и промышленно развитыми центрами Европы – немецким Рурским районом, Парижем и Лондоном.

Порт Роттердам возник в 1283 году, когда в устье реки Ротте была создана небольшая рыбацкая деревня, в результате которой был освоен участок земли. Порт стал крупным морским портом в 1360 году после строительства канала в Ще. Это развитие позволило порту получить доступ к более крупным городам на севере и облегчить перевозку грузов между Англией и Германией.

Источники

  • https://obrazovaka.ru/geografiya/morskie-porty-zarubezhnoy-evropy.html
  • https://Tyulyagin.ru/ratings/krupnejshie-morskie-porty-mira-i-rossii.html
  • https://wiki2.org/ru/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%BE%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8
  • https://ruxpert.ru/%D0%9C%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%8B_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8
  • https://travelask.ru/articles/porty-rossii
  • https://nangs.org/news/business/10-krupneyshih-morskih-portov-rossii
  • https://top10a.ru/samye-krupnye-morskie-porty-rossii.html
  • https://infografics.ru/all/samyj-bolshoj-port-v-mire/
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BD%D0%B5%D0%B9%D1%88%D0%B8%D1%85_%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%BE%D0%B2_%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0_(2013)
  • https://top10a.ru/samye-krupnye-morskie-porty-zarubezhnoj-evropy.html

[свернуть]